Отвечаю на наиболее популярные вопросы от моих клиентов.

Ребёнку 2 года, а он не говорит. Что делать?

Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности.

Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

Стоит ли паниковать? Почему ребенок не говорит в 2 года?

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;

Если ваш ребёнок самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех. Когда ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

  • Активное общение в семье;
  • Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  • Общение со сверстниками;

Почему ребенок может не говорить?

Причин, по которым ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

Первая причина — «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.

Ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

 

То, что говорит мой ребенок, понимаю только я… Что делать?

Похожие жалобы можно услышать от родителей, которые обеспокоены тем, что ребенка не понимают окружающие. Они говорят о том, что ребенок использует «свой язык», состоящий из набора звукосочетаний, которыми он обозначает предметы, свои потребности и просьбы. Эти «слова» могут быть не похожи на общепринятые слова, например, слово «мяч» ребенок может обозначать звукосочетанием «атати». В других случаях «слова» могут представлять собой искаженную структуру соответствующего слова («сапоги» — «талаки», «машина» — «ина»).

Искажая звукослоговую структуру слова, ребенок пропускает слоги, меняет их местами, заменяет одни звуки – другими, недоговаривает окончания слов. При этом самим родителям приходится прилагать усилия для того, чтобы понять, что хочет сказать ребенок.

Малыш может начать капризничать или плакать, столкнувшись с тем, что вы не понимаете его. Чем больше непонимание окружающих, тем резче возрастают негативизм и капризы ребенка. Такая ситуация не может не вызывать беспокойства. В основе описанных речевых проблем лежит сложное речевое нарушение, которое требует помощи специалистов. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее вы найдете способы улучшить речь ребенка и дать ему возможность полноценно общаться с окружающими.

 

Мой ребенок говорит много, но у него нарушено произношение некоторых звуков. С какого возраста надо начинать занятия с логопедом?

Все зависит от того, на сколько сильно нарушено звукопроизношение у каждого конкретного ребенка.

До 4,5-5 лет речевой аппарат ребенка растет и формируется, поэтому нарушение произношения некоторых звуков допустимы. Обычно нарушаются звуки верхнего образования [л], [р], [ж], [ш], и это называется физиологическая дислалия. К 5 годам дети уже осознают, что неправильно произносят некоторые звуки, и более продуктивно работают на логопедических занятиях.

Закончить исправление звукового произношения желательно до 6-6,5 лет, до смены зубов, так как это может осложнить работу.

Если же ваш ребенок говорит много, но невнятно, смазано, у него повышенное слюноотделение, нарушены сразу несколько групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные, …), то это повод обратиться к неврологу, так как подобные симптомы говорят о том, что у ребенка есть неврологические нарушения и начинать работу с логопедом.

 

Сколько времени может понадобиться для исправления звукопроизношения?

Это зависит от нескольких факторов.

  • Во-первых, от количества неправильно произносимых звуков, состояния речевого аппарата.
  • Во-вторых, от того, на сколько родители смогут дома отрабатывать с ребенком задания, которые дает логопед.

 

Как часто нужно заниматься с логопедом?

Режим занятий с логопедом определяется индивидуально и зависит от логопедического заключения и возраста ребенка. В среднем, дети занимаются 2-3 раза в неделю.

 

В каком возрасте нужно показать ребенка логопеду?

Оптимальный возраст для первого похода ребенка к логопеду – 2 года. Логопед в игровой форме проведет обследование речи ребенка, даст рекомендации родителям, каким образом стимулировать речевое развитие малыша, при необходимости назначит коррекционно-развивающие занятия.

 

Сколько слов должен говорить ребенок в год?

Активный словарь ребенка постепенно увеличивается. В 1 год нормально развивающийся ребенок употребляет от 3 до 10 «лепетных» слов (мама, баба, биби и т.д.). К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 7-20 слов. Здоровый ребенок к 3 годам имеет в своем активном запасе 250-700 слов (в тоже время числовые показатели пополнения словаря говорят нам об индивидуальности развития речи ребенка).

 

В каких случаях надо начинать заниматься с логопедом?

Следует обратиться к логопеду, если:

  • до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;
  • ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);
  • ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;
  • ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;
  • ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;
  • ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).
Задать вопрос
Внимание! Проверьте правильность заполнения полей

Спасибо! Ваша заявка принята.
Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.

Ошибка! Что-то пошло не так...
Обновите страницу или попробуйте снова позже.