Шаг 1. Внесение смысла в лепет:

если ребенок говорит «мама» — положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина), аааа (спать), бах (упал).

стимуляция в раннем возрасте фото

Шаг 2. Стимуляция использования первых 5-7 слов.

Задавайте вопросы: «Кто пришел, кто это, позови маму». Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами: «Как Ваня упал? Бах!» Ориентировочный возраст — с года до полутора лет.

Читайте также: Как получить консультацию логопеда?

 Шаг 3. Наблюдая за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию»:

  1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
  2. Имеющиеся звукокомплексы (различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например, ребенок в словах и звукокомплексах использует следующие буквы и слоги.:

МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га.

Шаг 4. Составление предположительного словаря лепетных слов и звукоподражаний.

Барабан — бам-бам-бам

Упал — бах, бабах

Качаться, качели — кач-кач

Дождик — кап-кап

Гусь — га-га-га

Лягушка — ква-ква

Дай, дать? — дай

Собака — ав-ав

Ворона — кар-кар

Спать — а-а-а, бай-бай

Возможно, ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

стимуляция речи фотография

Шаг 5. Появление слов взрослого лексикона:

Бабака (собака)

Титики (часики)

Моти (смотри)

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком».

Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала).

Часто дети подражают речи взрослого, стараются повторять слова. Конечно, сначала это упрощённое произношение, которое допустимо в раннем возрасте: Большая – «аяя», трактор – «такта», или «тата». Некоторые же отказываются повторять и предпочитают использовать указательный жест и вопросительную интонацию.

Чтобы стимулировать развитие речи можно поиграть в игру «Повторяшки».

Начинаем с проговаривания слогов. Это способствует развитию способности осознанно повторять разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, помогает ребенку сказать «кусочек» взрослого слова.

развитие речи ребенка фото

Правила стимуляции развития речи

  • Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру.
  • Говорите только те звуки и слоги, которые есть в словаре ребенка
  • Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка.) Например — па, папа, папапа.
  • Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «га-га».
  • Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного).
  • Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
  • Постепенно расширяйте словарь ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить.

развитие детской речи изображение

Порядок расширения словарного запаса ребенка 

  1. Знакомый слог
  2. Новый слог
  3. Новый слог (тот же)
  4. Знакомый слог
  5. Знакомый слог.

Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.

Часто бывает так, что ребенок, повторяя какое-либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово «вылетит» непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.

Задать вопрос
Внимание! Проверьте правильность заполнения полей

Спасибо! Ваша заявка принята.
Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.

Ошибка! Что-то пошло не так...
Обновите страницу или попробуйте снова позже.