Шаг 1. Внесение смысла в лепет:
если ребенок говорит «мама» — положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина), аааа (спать), бах (упал).
Шаг 2. Стимуляция использования первых 5-7 слов.
Задавайте вопросы: «Кто пришел, кто это, позови маму». Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами: «Как Ваня упал? Бах!» Ориентировочный возраст — с года до полутора лет.
Читайте также: Как получить консультацию логопеда?
Шаг 3. Наблюдая за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию»:
- Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
- Имеющиеся звукокомплексы (различные звуки и слоги, не несущие смысла)
Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например, ребенок в словах и звукокомплексах использует следующие буквы и слоги.:
МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га.
Шаг 4. Составление предположительного словаря лепетных слов и звукоподражаний.
Барабан — бам-бам-бам
Упал — бах, бабах
Качаться, качели — кач-кач
Дождик — кап-кап
Гусь — га-га-га
Лягушка — ква-ква
Дай, дать? — дай
Собака — ав-ав
Ворона — кар-кар
Спать — а-а-а, бай-бай
Возможно, ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Шаг 5. Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком».
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала).
Часто дети подражают речи взрослого, стараются повторять слова. Конечно, сначала это упрощённое произношение, которое допустимо в раннем возрасте: Большая – «аяя», трактор – «такта», или «тата». Некоторые же отказываются повторять и предпочитают использовать указательный жест и вопросительную интонацию.
Чтобы стимулировать развитие речи можно поиграть в игру «Повторяшки».
Начинаем с проговаривания слогов. Это способствует развитию способности осознанно повторять разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, помогает ребенку сказать «кусочек» взрослого слова.
Правила стимуляции развития речи
- Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру.
- Говорите только те звуки и слоги, которые есть в словаре ребенка
- Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка.) Например — па, папа, папапа.
- Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «га-га».
- Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного).
- Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
- Постепенно расширяйте словарь ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить.
Порядок расширения словарного запаса ребенка
- Знакомый слог
- Новый слог
- Новый слог (тот же)
- Знакомый слог
- Знакомый слог.
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
Часто бывает так, что ребенок, повторяя какое-либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово «вылетит» непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.