Речевая среда предполагает необходимость постоянно разговаривать с ребёнком, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, завтрак, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с картинками и игрушками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов). Также стоит часто задавать вопросы ребёнку, но не требовать от малыша немедленного ответа.

Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Создание развивающей речевой среды

Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

УМЫВАНИЕ

— Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Ты сам будешь мыть ручки или тебе помочь? Трём руки хорошенько. Теперь смываем мыло. Подставляем руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набираем воду в ладошки и умываем личико. Закрываем кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек — вот так. Где полотенце? Берём полотенце, вытираем лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Читайте также: Как получить консультацию логопеда?

СБОРЫ НА ПРОУЛКУ

Все необходимые вещи разложены на стульчике.

—Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Надеваем штаны—вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.

НА ПРОГУЛКЕ

Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Здорово! Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал — и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев и т.д.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОБЕДА

— Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он очень острый, нужно быть очень аккуратным, чтобы не порезаться. Я нарезала картошку, смотри, получились кубики. А ты бросай кубики картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник) А теперь посоли суп. Вот так.

ПОСТРОИМ ДОМ

Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.

— Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик — большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда…

Речевая среда фото

Когда ребенок постоянно слышит речь он узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются.

Задать вопрос
Внимание! Проверьте правильность заполнения полей

Спасибо! Ваша заявка принята.
Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.

Ошибка! Что-то пошло не так...
Обновите страницу или попробуйте снова позже.