Сначала поговорим о звуковой культуре речи. К 6-7 годам произносительная сторона речи ребёнка должна быть сформирована, т.е звуки родного языка должны произноситься чётко и внятно, а речь должна быть плавной и выразительной.
Также важна сформированность фонематического восприятия (навык дифференциации сходных по звучанию звуков речи), это является необходимым условием успешного обучения грамоте.
Формирование грамматического строя речи
Важную роль в подготовке ребёнка к школе играет формирование грамматического строя речи.
Ребёнку необходимо овладеть навыками:
- согласования слов в предложении: существительных с числительными и прилагательными, местоимений с числительными и прилагательными;
- употребления предлогов, согласования их с существительными;
- образования однокоренные слов (окно — оконце — окошечко); образования новых слов из двух слов (пар — ходить — пароход), существительных с суффиксами (масло — масленка), глаголов с приставками (ехать — приехать), сравнительную и превосходную степень прилагательных (веселый — веселее — еще веселее);
- правильного пользования несклоняемыми существительными (кино, пальто и т. д.);
- составления простых и сложных предложений;
- использования в речи сложных предложений разных видов.
Формирование словарного запаса у ребенка
Когда ребёнок начинает знакомиться с миром, активно накапливать опыт, открывать новое, пополняется и его словарный запас. При поступлении в школу важно ясно излагать свои мысли, уметь правильно подбирать слова по смыслу, использовать слова с обобщающим значением, синонимы, антонимы. Создавайте для ребёнка проблемные ситуации, которые потребуют от него актуализации пассивного словаря, имеющихся знаний и умений, а также решение интересных задач и поиск решений поможет обогатить и пополнить как пассивный, так и активный словарный запас.
Пусть малыш чаще использует в своей речи новые слова: названия профессий, техники, материалов, признаков предметов, действий и т.д.
Развитие связной речи
Развитая связная речь предполагает владение диалогической и монологической формами речи, умение отвечать на вопросы и задавать их, умение пересказывать рассказ и составлять его (по плану, наводящим вопросам, по картинке или серии сюжетных картинок или самостоятельно).