Речь — зеркало психики. Чтобы речь развивалась полноценно, необходимо также развитие интеллекта, эмоций, личности в целом.
Речь в раннем возрасте
Важнейшим механизмом развития ребёнка является зона ближайшего развития. Т.е. завтра ребёнок сможет делать самостоятельно то, что сегодня он делал с помощью взрослого. Очень важно, чтобы речь взрослого была правильной и богатой. Но не слишком сложной!
Часто родители допускают ошибку и активно употребляют в речи уменьшительно–ласкательные формы слов – ребенок впитывает это как губка. И в будущем – это затруднит овладение грамотной речью. Речь должна быть простой и грамматически правильной, без использования сложных для восприятия слов.
Не стоит забывать о создании ситуаций, провоцирующих речевую активность. Если родитель угадывает каждое желание ребенка, не дожидаясь, пока он выскажется, то он не оставляет ему возможности развивать речь.
3 года ребенку
Это период речевого взрыва. Ребенок уже готов общаться полными фразами. В этом возрасте важно предоставить ребенку свободу действия и самовыражения.
У многих детей в этом возрасте возникают сложности в звукопроизношении, проявляющиеся в заменах и/или искажениях звуков, а также в пропусках и/или перестановках слогов. Причиной проблем является несформированность фонематического слуха, т.е. Ребёнок не слышит разницы между некоторыми звуками.
Также, органы артикуляции (щёки, губы, язык) ещё не готовы к произношению сложных, с точки зрения артикуляции, звуков. Это явление не должно вызывать сильного беспокойства, т.к. Является естественным этапом развития речи.
Помочь формированию фонематического слуха можно научив ребёнка различать неречевые звуки. Предлагайте ему вслушиваться в звуки ветра, дождя, пение птиц.
5 лет ребенку
К этому возрасту, в норме, правильное звукопроизношение уже сформировалось, речь стала связной, богатой. Происходит активное развитие зрительной памяти. Ребенок запоминает буквы, слова, как зрительные образы.
В этот период, следует знакомить ребенка с разными начертаниями букв и других знаков: предлагать их раскрашивать, штриховать, складывать из лент и палочек, пуговиц. Однако, ребенок в этом возрасте ещё не готов к усвоению чтения и письма. Для него такие игры скорее творчество.
Важно помочь ребенку чувствовать себя успешным в освоении мира, оказать ему поддержку, разрешить ошибаться. В этот период ребенку необходимо наиграться со сверстниками в сюжетно – ролевые игры, это помогает осознавать правила общения. Чем больше у ребенка собеседников, тем богаче его речь.
Речь в 7 лет
В семь лет психика ребенка подвергается существенным изменениям. С приходом школьного возраста ребенок заметно взрослеет. Он очень хочет ощущать себя взрослым, ответственным. Игровая деятельность сменяется другой – учебной, что влечёт за собой совершенно другой уровень ответственности.
Ребёнку в этот период важно почувствовать себя успешным, но в глазах взрослых он остается еще маленьким и неразумным. Конечно, ребенок хочет утвердиться всеми силами. Что влечёт за собой иногда вспышки агрессии, театральность поведения, «шутовство» и нарушения дисциплины. Ведущая потребность в этом возрасте – уважение, и право на равенство.
Важно говорить с ребенком о его чувствах, проблемах. Не стоит пренебрегать «активным слушанием» — отражать чувства ребенка.