Диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) является нарушением всей языковой системы.

Данный диагноз устарел, в современном представлении данный диагноз переименовался в моторную алалию, а уровни, характерные для ОНР, можно отнести к степени нарушения языковой системы.

Выделяют 3 уровня ОНР по Р.Е.Левиной. Т.Б Филичева выделила 4 уровеня.

Общее недоразвитие речи у детей

Что характерно для каждого уровня?

Критерии для 1 уровня:

  • Практически полное отсутствие речи (отсюда и появилось понятиеи»безречевые дети»)
  • Использование лепетных слов, звукоподражательных комплексов
  • Ребёнок «помогает» себе жестами и мимикой
  • Пассивный словарь превышает объём активного словаря
  • Многое знает и понимает, но не говорит
  • Замена нескольких понятий, одним словом, которое ребёнку легче проговаривать
  • «Пипи»-может означать, хочу в туалет и пойдём гулять
  • «Биби»- самолёт, машина, ехать
  • Длительное использование односоставных предложений
  • Если предложение расширяется до 3-4 слов, то конструкция имеет неправильное оформление (Ма дя ме пи — Мама дай мне пить)
  • Сокращение количества слогов в сложных словах (вместо собака-ка или бака, пока-ка)
  • Дети не понимают задания по звуковому анализу, например, в задании: хлопни, когда услышишь звук РРРРР…
  • Фонематическое восприятие грубо нарушено. Трудность в различении сходных по звучанию слов и разных по значению молоток — молоко, копает — катает — купает)

 Классическая логопедия устанавливает следующие возрастные рамки до 3 лет — ЗРР, с 3 лет — ОНР.

Критерии для 2 уровня:

  • Помимо жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Капутн, лидом, лябака. (Капуста,помидор,яблоко)
  • Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами
  • Ограниченность словарного запаса:  незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева)
  • Не используются слова-признаки обозначающих форму, цвет, материал. Например, желтый, овальный, твёрдый, кислый.
  • Грубые ошибки в употреблении грамматических форм:  «катался гокам» — катается на горке; «Коля питяля» — Коля писал;
  • Грубо нарушена слоговая структура слова. «сковода»-сковорода,»басаги»-сапоги.
  • Нарушено произношение большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих)
  • Фонематический слух не сформирован. Ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.

Критерии для 3 уровня:

  • Появляется развёрнутая речь, ребёнок использует фразы с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. — Папа ушёл на  работА. — Мама купила мне машинА, конфетА.
  • Уже способны самостоятельно составить короткий рассказ о себе, о своих друзьях, о событиях, которые произошли с ним
  • В спонтанной речи звуки не всегда четко оформлены, даже в том случае, если ребёнок звук этот умеет произносить. «сярф» — шарф, «лыба»-рыба
  • В общении используются все части речи, грамматически правильно выстраивают НЕСЛОЖНЫЕ предложения
  • Словарный запас быстро увеличивается в объёме, но лексические ошибки наблюдаются: — замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат -«часы»); — подмена названий профессий названиями действия (балерина -«тетя танцует»; — замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья- «ёлочки»
  • Недостаточно сформирован фонематический слух.
  • Возникают проблемы с фонематическим анализом и синтезом (к школе, эти нарушения быстро выявляются). Из каких звуков состоит слово КОТ, ДОМ. К «ДУГА» добавь слог РА, что получилось?

Критерии для 4 уровня:

  • В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слова: — сокращение слога; — перестановки звуков.
  • Из-за вялой артикуляции и нечеткой дикции, складывается впечатление смазанной речи
  • Нарушение смысловой речи. Отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня)
  • Ребёнок при обозначении действий и признаков пользуются названиями приблизительного значения. овальный-круглый;
  • Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации. — кошка катает мяч – вместо «клубок»; — высокий забор – длинный;
  • Дети плохо различают обозначения лиц мужского и женского пола.  -мой книга, моя робот.
  • Словообразование с помощью суффиксов вызывают большие трудности, а также образование притяжательных прилагательных: — ременьчик – ремешок; — волкин – волчий, лисовый – лисий.
  • Связная речь весьма своеобразна. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски глав.
  • Есть трудности при рассказе о событиях из своей жизни, пользуются простыми малоинформативными предложениями.
Задать вопрос
Внимание! Проверьте правильность заполнения полей

Спасибо! Ваша заявка принята.
Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.

Ошибка! Что-то пошло не так...
Обновите страницу или попробуйте снова позже.