Основной период речевого развития выпадает на период игровой деятельности, а значит и занятия с ребёнком будут эффективнее, если проводить их в игровой форме. Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.
Мячик как инстремент развития речи
Игры с мячом особенно подходят для энергичных и подвижных детей. Перекидывая или катая мячик, можно выполнять огромное количество упражнений. В игре можно повторять звуки, слоги, слова, отвечать на вопросы! Для безопасности выбираем мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения.
Примеры игр:
- Предложите малышу, когда он услышит «А», подкинуть мяч вверх, а поймав мяч, повторить этот звук.
- Мама говорит ребенку — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са — хар, са — ни.
- Мама бросает мяч ребенку и говорит первый слог, малыш ловит его и бросает обратно, называя целое слово.
- Мама бросает мячик ребенку, называя звук, на который малыш должен назвать слово.
- Мама бросает мяч ребенку и называет слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.
Волшебный мешочек или коробка с сюрпризом
Они превращают любое занятие в волшебство!
Пример игры:
Возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.
Пинцет и палочки
Владение этими инструментами положительно сказывается на состоянии мелкой моторики, стимулируя развитие речи. И именно в раннем возрасте этот навык развивает речь и интеллект.
Примеры игр:
- Игры с перебиранием разных круп станут интереснее и сложнее, если раскладывать крупы не пальчиками, а пинцетом или палочками. Смешайте фасоль, горох и макароны, предложите ребенку разложить их на разные блюдца.
- Сложите в миску ватные шарики разных цветов и попросите ребенка разложить по цветам – это задание легче, чем с крупой, поэтому лучше подойдет для начала.
Звучащие предметы — развитие слухового внимания
Первым делом при задержке речевого развития рекомендуется проверить слух.
И если со слухом все нормально, то главная задача – развитие слухового внимания. Мы разделяем речевые звуки и неречевые. Звучащие игрушки нужны нам для развития неречевого слуха.
Их можно сделать самим из контейнеров от киндер-сюрприза или маленьких бутылочек от йогурта. Заполняем парные контейнеры предметами, которые можно различить на слух и играем. Можно воспользоваться готовыми деревянными игрушками — звучащие шары от Вальда.
Примеры игр:
- Определи по звуку, что внутри – ребенок берет контейнер и на слух определяет, что звучит: колокольчик, монеты, крупа и т.п. Другой вариант этой игры, когда вы за ширмой чем-то звените, а ребенок угадывает.
- Найди пару – перед ребенком раскладываем контейнеры, по два с одним наполнителем и просим подобрать каждому пару.
- Что лишнее — выкладываем 3-4 контейнера с одинаковым наполнителем и один с отличающимся, ребенок перебирает все и слушает звуки, а потом решает, какой лишний.
Бибабо или игрушки на руку
Вот всего несколько идей, как игрушка бибабо помогает в развитии речи.
Примеры игр:
- Наденьте игрушку на руку и немного измените свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорите не вы, а игрушка! Разыграйте сценку знакомства, предложите вместе поиграть.
- Перчаточная игрушка может стать ведущей ваших домашних занятий и учить ребенка новому. Мудрая сова прилетает из леса, специально, чтобы научить считать, а мишка вместе с малышом рисует.