Произносительная сторона речи ребёнка формируется постепенно. Ребенок учится артикулированию, опираясь на слуховое восприятие речи окружающих. Характерной особенностью становления первых звуков является неустойчивость артикуляции при их произношении.
Сначала появляются наиболее простые звуки, затем, по мере совершенствования и укрепления артикуляторных мышц, всё более сложные. Точное время появление того или иного звука определить невозможно, так как этот процесс носит индивидуальный характер и зависит от особенностей ребёнка.
Работа со звукопостановкой
Эффективная работа со звукопостановкой предполагает несколько этапов:
- Постановка звука. Предполагает подготовку органов артикуляции к определённому укладу, который способствует нормализованному произнесению;
- Автоматизация звука. Процесс, связанный с отработкой произношения поставленного звука в самостоятельной речи;
- Дифференциация. Работа, направленная на закрепление навыка отличать схожие по звучанию звуки и правильно их произносить.
При постановке звуков основная роль отводится логопеду, а затем процессу автоматизации могут активно помогать родители, многократное повторение способствует появлению устойчивого навыка.
Многие задаются вопросом: «В каком возрасте лучше всего обратиться к логопеду и начать коррекционную работу?».
Условно можно определить возрастной период и появление звуков, характерных для этого возраста. С 3 до 4-х лет — уточнение и закрепление правильного произношения М, МЬ, П, ПЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й, Ф, ФЬ, В, ВЬ, С, СЬ, Ц. На пятом — шестом году жизни уточняются такие звуки, как Ш, Ж, Ч., Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ.