Дисграфия характеризуется частичным нарушением письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках.
Письмо при данном нарушении можно определить по наличию двух групп специфических ошибок.
Ошибки, обусловленные несформированностью слухового внимания и фонематических процессов:
- пропуск букв и слогов — “прошла” (прощала), “жадые” (жадные), “ишка” (игрушка);
- перестановка букв и слогов — “онко” (окно), “звял” (взял), “пеперисал” (переписал), “натуспила” (наступила);
- недописывание букв и слогов — “дела” (делала), “лопат” (лопата), “набухл” (набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами — “тарава” (трава), “катораые” (которые), “бабабушка” (бабушка), “клюкиква” (клюква);
- искажение слова — “наотух” (на охоту), “хабаб” (храбрый), “щуки” (щеки), “спеки” (с пенька);
- слитное написание слов и их произвольное деление — “насто” (на сто), “виситнастне” (висит на стене), “у стала” (устала);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — “Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером”;
- замена одной буквы на другую — “трюх” (трех); “у глеста” (у клеста), “тельпан” (тюльпан), “шапаги” (сапоги);
- нарушение смягчения согласных — “васелки” (васильки), “смали” (смяли), “кон” (конь).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- аграмматизм — “Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки” (пять желтеньких цыплят);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — “вкармане”, “при летели”, “в зела” (взяла), “подороге”.